Исследования

Боги и демоны в неоплатонической модели жертвоприношения (часть II)

Эдвард П. Батлер (c) | Перевод: Анна Блейз (с) | II. Диахроническая картина | И люди, и демоны подвластны времени, а потому у каждого из них есть своя история — как на индивидуальном уровне, так и коллективно. Для Эмпедокла все превратности судьбы, постигающие демонов (по его мнению, единосущных, хотя и не тождественных богам), напрямую связаны с воплощением, из-за которого он и сам называет себя «изгнанником от богов и скитальцем» …

Боги и демоны в неоплатонической модели жертвоприношения (часть I)

Эдвард П. Батлер (c) | Перевод: Анна Блейз (с) | «Так будем же приносить жертвы; но будем жертвовать так, как подобает, принося различные жертвы разным силам» (Порфирий, «О воздержании», II.34). | Опираясь на трактат Порфирия «О воздержании», трактат Ямвлиха «О египетских мистериях» и другие тексты, имеющие отношение к теме, я рассматриваю в этой статье системные и феноменологические аспекты различных практик жертвоприношения, описанных философами-неоплатониками в связи с проблемой разграничения животных и растительных жертв …

Политеизм и метафизика (I): божественная связь

Эдвард П. Батлер (c) | Перевод: Анна Блейз (с) | Чтобы увидеть, насколько важное место в платоновской метафизике занимает политеизм, достаточно обратиться к «Тимею», в котором сам космос возникает вследствие того, что один бог взирает на другого. То, что это какие-то определенные боги, в данном случае неважно: от этой предпосылки следует отказаться как от пережитка монотеизма, выдающего глухоту к метафизике …

Полицентрический политеизм

Эдвард П. Батлер (c) | Перевод: Анна Блейз (с) | Современные исследователи усматривают во многих практиках и методах политеистического богопочитания скрытую «тенденцию» к монотеизму. Последователи древних (так же, как и современных) политеистических традиций иногда отождествляют одних богов с другими, или объединяют двух божеств, превращая их в некое третье, или же воспринимают какое-либо одно божество как средоточие всего сущего (хотя и не отрицая при этом существования других богов) …

О природе богов (I): проблема и предназначение редукции

Эдвард П. Батлер (c) | Перевод: Анна Блейз (с) | Когда политеист, на каком бы языке он ни говорил, употребляет термин со значением «бог» (как наивысший религиозный объект) и не подразумевает при этом какое-либо конкретное божество, обладающее именем собственным, то речь идет не о некоем единственном «сверхбожестве», а о носителе свойств, составляющих «божественность» или «божественную природу» …