Видения сидов (показания ирландского мистика)
Автор: Уолтер Эванс-Венц (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Walter Evans-Wentz, The Fairy-Faith in Celtic Countries (1911)
[Собеседник, отвечающий на вопросы У. Эванса-Венца, не назван по имени, но описание, которое дает ему автор, и содержание ответов позволяют отождествить его с ирландским мистиком, теософом, писателем и художником Джорджем Уильямом Расселом, известным под псевдонимом «AE» (1867—1935). Помимо литературно-художественных и мистических талантов, Рассел проявлял способности к счетоводству и финансовым делам, занимался организацией сельскохозяйственных кооперативов и возглавлял редакции двух популярных и весьма влиятельных ирландских журналов. Взгляды, изложенные собеседником Эванса-Венца, и образы, в которых он описывает сверхъестественных существ, чрезвычайно схожи с теми, которые Рассел высказывал в своих опубликованных трудах и использовал в своей живописи. — Примеч. перев.]
С любезного разрешения одного ирландского мистика, обладающего даром ясновидения, я представляю здесь в форме диалога редчайшие и чрезвычайно важные показания, которые наглядно иллюстрируют и подтверждают то, что было сказано выше об ирландском мистицизме. Антропологи, возможно, признают особую ценность этого свидетельства, если я добавлю, что оно исходит не просто от образованного ясновидца, а от человека, добившегося немалых житейских успехов в большом городе.
Видения
Вопрос: Одинаковы ли по характеру все видения, которые у вас были?
Ответ: Я всегда проводил различие между картинами, которые рисует память о реальности, и непосредственными видениями существ, обитающих во внутреннем мире. То же самое различие можно провести и в мире обыденном: я могу закрыть глаза и увидеть вас как яркий образ, сохранившийся в памяти, — а могу посмотреть на вас физически и воспринять ваш подлинный образ таким, как он есть. Этих существ, о которых я говорю, можно видеть и с открытыми глазами, и с закрытыми; физические глаза не имеют никакого отношения к восприятию этих мистических созданий, обитающих в своем собственном мире, в своей реальности.
Иные миры
Вопрос: Под внутренним миром вы подразумеваете кельтский Иной мир?
Ответ: Да, хотя Иных миров много. Тир-на-ног древних ирландцев, в котором обитают племена сидов, можно описать как лучезарный архетип, прообраз мира земного, хотя его духовную природу такое определение не передает. В Тир-на-ног не увидишь ничего, кроме гармонии и прекрасных форм. Но есть и другие миры, в которых можно наблюдать чудовищные образы.
Классификация «сидов»
Вопрос: Вы каким-то образом классифицируете эти племена сидов?
Ответ: Существа, которых я называю сидами, делятся на две больших категории, насколько я могу судить по тому, что видел сам: одни — сияющие, а другие — опалесцирующие, переливчатые, как будто подсвеченные изнутри. Сияющие, кажется, стоят ниже в иерархии; переливчатые встречаются реже и, по-видимому, к их числу относятся верховные вожди или князья племен Дану.
Условия, необходимые для видений
Вопрос: В каком состоянии и при каких условиях вы видели подобных существ?
Ответ: Чаще всего я вижу их после того, как проведу несколько дней за городом. Похоже, все западное побережье Ирландии, от Донегола до Керри, заряжено магической силой, и легче всего мне их увидеть именно там. Видения всегда приходят относительно легко около древних памятников вроде Ньюгрейнджа и Даута — думаю, такие места от природы заряжены духовными силами и именно поэтому еще в давние времена стали почитаться как священные. Обычно мне удается самому входить в состояние, нужное для видений, но иногда видения приходят и сами, даже против моей воли.
Сияющие существа
Вопрос: Не могли бы вы описать этих сияющих существ?
Ответ: Дать им какое-то внятное описание очень трудно. Впервые я увидел их очень ярко и явственно, когда в одиночестве лежал на склоне холме, на западе Ирландии, в графств Слайго. Какое-то время я слушал музыку, звучавшую в воздухе, и что-то вроде колокольчиков; я пытался понять, что это за воздушные битвы: казалось, один ветер бьется с другим, и от этого все вокруг полнится разными изменчивыми звуками, мелодичными и серебристыми. А потом пространство вокруг словно вспыхнуло светом, и передо мною, одно за другим, стали возникать эти прекрасные существа.
Переливчатые существа
Вопрос: Можете ли вы описать кого-то из переливчатых существ?
Ответ: Первое такое создание, которое я увидел, я помню очень отчетливо; хорошо помню и то, как оно появилось. Сначала вспыхнул ослепительный свет, а потом я увидел, что он исходит из сердца высокой фигуры, тело которой было как будто соткано из полупрозрачного или опалесцирующего воздуха; и по всему телу бежал блистающий, электрический огонь, шедший, насколько я понял, из сердца. Вокруг головы этого существа и в волнистых, светящихся волосах, развевавшихся и окутывавших все его тело, словно живые нити золота, вспыхивали огненные ауры, похожие на крылья. От самой фигуры свет как будто струился наружу, во все стороны. От этого видения у меня осталось чувство невероятной легкости, радости и даже восторга.
Примерно в тот же период жизни мне являлось в видениях много огромных созданий такого рода; тогда я думал, что это Энгус, Мананнан, Луг и другие знаменитые короли и князья Племен богини Дану. Но с тех пор я повидал так много подобных существ, что не могу больше соотносить их с теми или иными известными персонажами преданий. Впрочем, я по-прежнему считаю, что в целом они соответствуют Племенам богини Дану — древним ирландским богам.
Рост «сидов»
Вопрос: Вы назвали переливчатых существ «огромными»; какого они роста, по-вашему? И какого роста сияющие существа?
Ответ: Переливчатые существа, как мне кажется, ростом около четырнадцати футов [около 4,3 м], хотя я не знаю, откуда взялась эта конкретная цифра, — ведь на самом деле мне было не с чем их сравнить. Но я всегда полагал, что они гораздо выше человека. Сияющие существа — примерно нашего роста или чуть выше. Крестьяне и другие ирландские ясновидцы обычно не считают сидов низкорослыми, — наоборот, они говорят о них как о высоких существах. Один старый школьный учитель из Западной Ирландии, говоря о собственных видениях, описывал сидов как высокий и прекрасный народ. Рассказывая о них, он иногда вставлял гэльские слова; если я правильно понял, речь шла о том, что эти создания сияли всеми красками.
Миры «сидов»
Вопрос: Эти два рода сидов обитают в одном и том же мире?
Ответ: Сияющие принадлежат среднему миру, переливчатые — миру небесному. Вообще, пока мы живем в физическом теле, мы можем наблюдать три великих мира: земной мир, средний мир и небесный мир.
Природа «сидов»
Вопрос: Как по-вашему, жизнь этих сидов и свойственное им состояние превосходят жизнь и состояние человека?
Ответ: Этого я так для себя и не решил. Но можно смело утверждать, что они гораздо красивее людей, а миры их — прекрасней нашего.
Сияющие создания, похоже, не обладают индивидуальностью: если одно из них поднимает руки, то и все остальные — тоже; если одно пьет из какого-нибудь огненного источника, то и все остальные пьют. Такое впечатление, что они движутся и живут по воле какого-то существа высшего порядка, которому — все сообща — служат своего рода телом. По-моему, это некая коллективная жизнь, настолько неиндивидуализированная и безмятежная, что я за каких-нибудь пять часов успеваю передумать больше мыслей, чем они — за пять лет; однако в этом их образе жизни чувствуется необычайная чистота и возвышенность. Страсти, порождаемые в людях развитым чувством собственного «я», им чужды и не искажают красоту форм. Говорят, что пчелиный улей — этой единый организм, состоящий от отдельных ячеек; так же и с некоторыми племенами сияющих — целое племя кажется единым существом, проявляющимся во множестве прекрасных форм. Но это касается только сияющих созданий; среди переливчатых — этих великих сидов, обитающих в небесном мире, — духовное родство, по-моему, еще теснее, но индивидуальности у них больше.
Влияние «сидов» на людей
Вопрос: Как по-вашему, среди этих сидов есть такие, что враждебны людям?
Ответ: Некоторые виды сияющих, которых я называю лесными существами, никогда не оказывали на меня дурного влияния — насколько я могу судить. Но водные существа, тоже из рода сияющих, всегда внушали мне страх, потому что всякий раз, как я входил с ними в контакт, мною овладевала тяжелая сонливость; часто казалось, что они вытягивают из меня жизненную силу.
Водные существа
Вопрос: Не могли бы вы описать этих водных существ?
Ответ: В подводном мире — а именно, на дне одного из озер Западной Ирландии, — я увидел сине-оранжевого короля, восседающего на троне; казалось, из-под трона у него бьет источник какого-то мистического огня, и король вдыхал этот огонь так, словно то была сама его жизнь. Оглядевшись, я увидел группы каких-то бледных, почти что серых созданий, приближавшихся с одной стороны к трону и огненному источнику. Они подносили головы и губы к сердцу этого стихийного короля, а затем, коснувшись его, взмывали ввысь, окрыленные и сияющие, и спускались по другую сторону, словно обретя новую жизнь от властителя своей стихии.
Лесные существа
Вопрос: Не могли бы вы описать лесных существ?
Ответ: Лесные существа, которых мне доводилось видеть, чаще всего были ярко-серебряного цвета с оттенком голубого или бледно-фиолетового, и с волосами цвета темного пурпура.
Продолжение рода и бессмертие «сидов»
Вопрос: Как вы думаете, способны ли племена сидов к продолжению рода? Живут ли они вечно?
Ответ: Высшие из них, кажется, способны выдыхать из себя других существ, но я не понимаю, как они это делают. Я видел, что внутри некоторых таких созданий находятся какие-то стихийные существа, и они могли высылать их наружу и снова вбирать в себя.
Бессмертие, которое приписывали им древние ирландцы, не абсолютно: просто отпущенный им срок жизни гораздо больше нашего. Думаю, со временем они все же стареют, а затем переселяются в новые тела, точь-в-точь как люди, но происходит ли это посредством рождения или они каким-то образом выращивают себе новое тело, я сказать не могу, потому что не знаю на этот счет ничего определенного.
Пол «сидов»
Вопрос: Заметны ли среди сидов половые различия?
Ответ: Я видел и мужские, и женские формы, а наряду с ними и такие, которые вообще не предполагают наличия пола.
«Сиды» и человеческая жизнь.
Вопрос: 1) Правда ли, что некоторые из высших сидов, как полагали древние ирландцы, переходили или в принципе могли переходить на наш план бытия, перерождаясь как люди? 2) Как вы думаете, могут ли люди в состоянии транса или после смерти переходить в мир сидов?
Ответ: 1) Не могу сказать. 2) Да — и в трансе, и после смерти. Мне кажется, всякий, кто в течение жизни много думал о сидах, кто часто видел их и размышлял о них, скорее всего попадет в их мир после смерти.
Общественный уклад «сидов»
Вопрос: Вы упоминали о верховных вождях или князьях среди этих созданий, а также о короле водных существ. Имеется ли у сидов четкая социальная организация и если да, то какого рода?
Ответ: Насчет четкой социальной организации ничего сказать не могу. Я видел существ, которые как будто повелевали другими и были окружены почетом. По идее, это подразумевает наличие организации, но я не знаю, организуются ли они инстинктивно, как пчелы в улье, или осознанно, как люди.
Низшие сиды как стихийные духи природы
Вопрос: Вы назвали короля водных созданий стихийным королем; вы имеете в виду, что низшие сиды в чем-то схожи с теми, кого средневековые мистики называли духами стихий?
Ответ: По-моему, низшие сиды и есть те стихийные духи природы, о которых говорили средневековые мистики.
Чем питаются высшие сиды?
Вопрос: По вашему описанию, водные существа питаются и поддерживают в себе жизнь какими-то токами наподобие электрических. Высшие сиды питаются таким же образом?
Ответ: Мне кажется, они черпают жизненную силу из Мировой Души.
Коллективные видения сидов
Вопрос: Доводилось ли вам созерцать видения сидов, находясь в обществе других людей?
Ответ: Несколько раз у меня были такие видения. Последний ответ мне подтвердили трое участников таких коллективных видений. Каждому из них в то или иное время довелось наблюдать точно такое же видение, какое созерцал мой собеседник, в тот же самый момент. Был и другой случай, на «зеленях» Россес-Пойнта (графство Слайго), когда мой собеседник и его друг, тоже наделенный даром ясновидения, одновременно увидели одного и того же сида. При этом они находились на некотором расстоянии друг от друга; оба поспешили навстречу друг другу, чтобы описать видение, но вскоре выяснилось, что в этом нет нужды. Я общался с ними обоими достаточно много и знаю их достаточно близко, чтобы с полной уверенностью утверждать: ни один из них не страдает психопатологиями, которые могли бы свести на нет достоверность их видений.
Walter Evans-Wentz (c)
Перевод: Анна Блейз
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.