Эдвард Уильямс (10/11 марта 1747 — 18 декабря 1826), более известный под бардовским именем Иоло Моргануг (Iolo Morganwg, «Иоло из Гламоргана») — валлийский любитель древностей, поэт, коллекционер и мистификатор. При жизни пользовался уважением как знаток средневаллийской литературы и собиратель старинных рукописей. После смерти Иоло выяснилось, что некоторые опубликованные им рукописи (в том числе часть третьей серии валлийских триад) были подделаны. Тем не менее, Иоло сыграл огромную роль в сохранении и развитии валлийской культуры (в частности, как основатель Горседа — сообщества современных бардов), а разработанная им мистическая философия стала важной частью учения неодруидизма.
Ранние годы
Эдвард Уильямс родился на ферме Пен-Онн, на окраине Лланкарвана (графство Гламорган, Уэльс) и вырос в деревне Флемингстон (или Флимстон; валл. Трефлемин). Его отец был каменщиком, и Эдвард выучился тому же ремеслу. Еще в юности он увлекся коллекционированием старинных рукописей и научился сочинять стихи по правилам традиционной валлийской поэзии. Его наставниками в поэтическом искусстве были Льюис Хопкин1Льюис Хопкин (ок. 1708 — 1771) — валлийский плотник и поэт, соавтор рифмованной версии библейской Книги Екклесиаст (1767). Сборник его стихотворений, созданных по канонам традиционной валлийской поэзии, был опубликован лишь посмертно, в 1813 году., Рис Морган и Шон Брэдфорд (1706—1785).
В 1773 году Уильямс приехал в Лондон, где с помощью Оуэна Джонса вошел в литературные круги выходцев из Уэльса и стал членом общества «Гвинедигион»2Оуэн Джонс (1741—1814), известный также под бардовским именем Овайн Мивир (от валл. myfyr, «память; размышление, мысль»), — валлийский любитель древностей. Главный основатель общества «Гвинедигион», деятельность которого была посвящена изучению и сохранению валлийской истории и культуры. Сыграл важную роль в издании трехтомной «Мивирианской археологии Уэльса» (1801—1807) — печатного собрания валлийских письменных памятников VI—XIV вв.. Позднее он вступил также в дискуссионное общество «Кимрейгидион», основанное в 1795 году, и активно участвовал в его работе. В 1777 году Уильямс вернулся в Уэльс, женился и попытался заняться сельским хозяйством, но не преуспел. В этот же период он создал свои первые фальсификации.
Литературная деятельность
Иоло Моргануг с юных лет считал своей важнейшей задачей сохранение литературных и культурных традиций Уэльса. Он был убежден, что древнее учение друидов уцелело вопреки всем невзгодам (римскому завоеванию, христианизации Уэльса, преследованиям бардов во времена английского короля Эдуарда I и т.д.), и в стремлении подтвердить свои теории создал множество подделок, которые выдавал за подлинные старинные рукописи. Корпус фальсификаций Иоло содержит сложную, подробно разработанную мистическую философию, преподносившуюся как результат развития верований древних друидов.
Известно, что еще в период первого пребывания в Лондоне Иоло пристрастился к лаудануму (спиртовой настойке опиума), и впоследствии, когда его мистификации были разоблачены, недоброжелатели нередко списывали его мистические откровения на влияние наркотика.
Известность пришла к Иоло в 1789 году, когда он составил и опубликовал сборник стихотворений Давида ап Гвилима — знаменитого валлийского поэта XIV в. Многие тексты из этого сборника ранее были неизвестны публике; Иоло утверждал, что в его распоряжении оказались рукописи, считавшиеся утраченными, но в действительности автором «неизвестных сочинений ап Гвилима» был он сам (что обнаружилось лишь позднее, уже после смерти Иоло).
В 1791 году, на волне успеха, Иоло вернулся в Лондон и основал Горсед — общество валлийских бардов. Церемония открытия общества прошла 21 июня 1792 года на Примроуз-хилл; Иоло организовал ее по образцу обрядов древних друидов (как он сам себе представлял их). В 1794 году он опубликовал сборник стихотворений (принятый публикой благосклонно и впоследствии переизданный в двух томах — «Лирические стихотворения» и «Пасторальные стихотворения»); это была единственная книга Иоло, вышедшая под его собственным именем.
Иоло сотрудничал с Оуэном Джонсом и Уильямом Оуэном Пью3Уильям Оуэн Пью (1759—1835) — валлийский филолог и любитель древностей, автор «Валлийско-английского словаря» (1803) и нескольких книг по грамматике. в работе над «Мивирианской археологией Уэльса» — трехтомным собранием памятников средневековой валлийской литературы, опубликованным в 1801—1807 гг. В подготовке этого издания использовались рукописи из коллекции Иоло, среди которых были как подлинные, так и поддельные (в частности, фальсифицированная «Хроника Брута» и книга, ложно приписанная валлийскому святому Кадоку). Второй том «Мивирианской археологии», содержавший валлийские триады, включал в себя подложную «третью серию» триад и ряд исправлений, которые Иоло по собственному почину внес в подлинные триады.
Сын Уильямса, Талиесин (бардовское имя — Талиесин ап Иоло), названный в честь полулегендарного средневекового барда, впоследствии собрал рукописи отца. Наследие Иоло составило 26 томов; отрывки из них были опубликованы посмертно, в 1848 году, под названием «Рукописи Иоло». К этому изданию обращались многие позднейшие исследователи и переводчики; в частности, Шарлотта Гест использовала его для справок при работе над переводом «Мабиногиона», хотя оригинальные тексты (за исключением «Истории Талиесина») брала из других источников.
В 1862—1874 гг. вышло двухтомное издание под названием Barddas («Учение бардов»), в которое вошли авторские материалы Иоло, представленные как переводы из работ Лливелина Шона. В «Учении бардов» приводится вымышленная история валлийской бардовской традиции от ее зарождения и до конца XVIII века. Здесь же подробно излагается мистическая космология, разработанная Иоло (и не имеющая отношения к аутентичному учению друидов).
Помимо указанных трудов, перу Иоло принадлежат «Молитва друида» (Gweddi’r Derwydd, которую до сих пор используют в Горседе и различных неодруидических группах), трактат по метрике валлийского стиха под названием «Тайна бардов острова Британия» (Cyfrinach Beirdd Ynys Prydain), опубликованный посмертно, в 1828 году, и серия гимнов, изданная в 1812 году под названием «Псалмы церкви в пустыне» (Salmau yr Eglwys yn yr Anialwch).
Философия
Философия Иоло сложилась под влиянием христианства, легенд о короле Артуре, романтических идей (наподобие тех, которых придерживались Уильям Блейк и шотландских поэт и мистификатор Джеймс Макферсон), восторженного увлечения «кельтикой», распространенного в среде британских любителей древностей того времени, и тех аутентичных элементов наследия бардов, которые сохранились до XVIII века в творчестве валлийских поэтов. Среди прочего, Иоло стремился отстоять мнение о Южном Уэльсе (и, в частности, о своем родном графстве Гламорган) как области, где многие валлийские традиции сохранились в наиболее чистом виде (вопреки господствующей точке зрения, по которой эта честь принадлежала Северному Уэльсу). В своих метафизических трудах Иоло развивал теорию концентрических «кругов бытия», расходящихся от Аннона (Иного мира) через Абред и Кейгант до Гвинвида (круга чистоты, или рая).
В 1799 году Иоло Моргануг присоединился к Унитарианской церкви. Он принял деятельное участие в организации Унитарианского общества, основанного в Южном Уэльсе в 1802 году, и написал для него устав («Правила и процедуры»), опубликованный годом позже.
Алфавит бардов
Иоло Моргануг создал систему письменности под названием «койлбрен бардов» (Coelbren y Beirdd; «койлбрен» в буквальном переводе означает «ветвь знамений»), снабдив ее легендарной историей, уходящей во времена друидов. Стандартный койлбрен состоит из 24 букв, но существуют и другие варианты этого алфавита, насчитывающие от 16 до 32 знаков. Койлбрен предназначался для записи текстов на деревянных дощечках-эбиллах (ebill, мн. ч. ebillion), которые обрабатывались особым образом, а затем нанизывались на деревянную раму-пейтинен (peithynen).
Разоблачение
В конце XIX века Джон Моррис-Джонс (1864—1929), валлийский филолог и поэт, разоблачил фальсификации Иоло и заклеймил его как шарлатана. Моррис-Джонс питал к Иоло глубокую личную неприязнь, называл его «отвратительным» и сетовал, что пройдет еще немало времени, «прежде чем наша история и литература очистятся от следов его грязных пальцев».
После Первой Мировой войны Гриффит Джон Уильямс (1892—1963) предпринял первое масштабное исследование трудов Иоло, обратившись к оригинальным документам, в 1917 году переданным наследниками Иоло в Национальную библиотеку Уэльса. Уильямс ставил своей задачей установить точную долю фальсификаций в наследии Иоло и определить, какие из этих документов основаны на вымыслах, а не на достоверных фактах. Именно Гриффит доказал, что стихотворения, которые Иоло приписывал Давиду ап Гвилиму, были в действительности написаны им самим. По результатам своих исследований Гриффит занял взвешенную позицию: он не только критиковал Иоло, но и отстаивал его заслуги.
Не исключено, что некоторые заявления Иоло опирались на устную традицию. Например, недавние исследования показали, что изложенное им предание о мятежнике Иэйне Гетине, участвовавшем в восстании Овайна Глиндура в начале XV века, может быть основано на подлинных фактах.
Наследие
Иоло Моргануг был настолько влиятельным, что даже сейчас, в XXI столетии, некоторые средневековые валлийские тексты лучше известны в его отредактированных и искаженных версиях, чем в оригинале. Имя Иоло Моргануга носит школа валлийского языка в Каубридже (Гламорган, Уэльс). Грифф Рис, вокалист валлийской рок-группы Super Furry Animals, посвятил ему одну из композиций в альбоме «American Interior» (2014).
Источник: статья в английской Википедии
Перевод, дополнения: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
- 1Льюис Хопкин (ок. 1708 — 1771) — валлийский плотник и поэт, соавтор рифмованной версии библейской Книги Екклесиаст (1767). Сборник его стихотворений, созданных по канонам традиционной валлийской поэзии, был опубликован лишь посмертно, в 1813 году.
- 2Оуэн Джонс (1741—1814), известный также под бардовским именем Овайн Мивир (от валл. myfyr, «память; размышление, мысль»), — валлийский любитель древностей. Главный основатель общества «Гвинедигион», деятельность которого была посвящена изучению и сохранению валлийской истории и культуры. Сыграл важную роль в издании трехтомной «Мивирианской археологии Уэльса» (1801—1807) — печатного собрания валлийских письменных памятников VI—XIV вв.
- 3Уильям Оуэн Пью (1759—1835) — валлийский филолог и любитель древностей, автор «Валлийско-английского словаря» (1803) и нескольких книг по грамматике.